Номинация «В кино с наукой»
— "Вирусные инфекции". Николай Никитин, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, получатель гранта РНФ
— "Кино о переводе и переводчиках, или Что изучает теория перевода?". Виталий Нуриев, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН), получатель гранта РНФ
— "Научная фантастика: от мифа — к науке". Руслан Кузин, главный режиссёр Дворца культуры ЗФ ПАО «ГМК „Норникель“»

Номинация «Мой выбор науки»
— "Начни из ничего и из ниоткуда сделается путь". Варвара Бродяная, студентка Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
— "Насекомые-опылители инвазивных видов растений". Анастасия Стеклова, магистрантка Тульского государственного университета
— "Путь архитектора-изобретателя, которая пошла по грибы". Анна Будникова, генеральный директор ООО "Микокарст"
— "Мыть или не мыть. Создание пылемера". Роман Суворов, ученик МБОУ лицей «Технический» г. о. Самара
— "Мой выбор науки". Николай Никитин, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, получатель гранта РНФ
— "Микропластик: невидимый враг, которого я научилась видеть". Агата Лысова, ученица школы № 30 им Л.Л. Антоновой
— "Нейропластичность, дофамин и человеческая сложность: мой путь в клиническую психологию". Карина Миняева, студентка Саратовского ГМУ им. В. И. Разумовского
— "Шепот Вселенной: как я читаю формулы вместо стихов". Мария Тимухина, ученица школы № 62 (г.Екатеринбург)
— "Контрастивная пунктуация". Виталий Нуриев, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН), получатель гранта РНФ
— "Оптическая тераностика". Анастасия Татарникова, лаборант-исследователь, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, получатель гранта РНФ
— "Молекулярные электростанции и диспетчеры нашего организма: удивительный мир Na-K-АТФазы". Ильнара Айтмухамбетова, биохимии, Тюменский государственный медицинский университет

Номинация «Наука на кухне»
— "Сладкая жизнь или почему варенье не может без сахара". Александра Данилова, младший научный сотрудник лаборатории аддитивных технологий, ассистент кафедры промышленной технологии лекарственных препаратов ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России
— "Уберите детей от экрана, сейчас будем «квасить»". Елизавета Крамарова, студенткаФГБОУ ВО «ДАЛЬРЫБВТУЗ» г. Владивосток
— "Суп «Чёрный гриб»: восточная кухня на биополимерах и гидрогелях". Денис Новиков, старший преподаватель; научный журналист ФГБОУ ВО ВолгГМУ; НТУ «Сириус»
—  «Графы и пельмени: математическая модель идеального блюда». Данил Фёдоров, студент, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
— "Жареная картошка и химия слёз". Феруза Абдыжапарова, ученица школы имени Асылкана
—  «Термохимия вкуса: научное объяснение приготовления картофельных драников», Виктор Маловичко Виктор Алексеевич, учитель химии ГБУООЗО Великобелозерская СОШ № 1.
— "Число π в реальности: невероятный эксперимент с зубочистками". Антон Денисов, студент НИЯУ МИФИ
— "Цветные слова: Демонстрация эффекта Струпа" Дарья Цветкова, ученица МАОУ СОШ № 3 г. Новый Уренгой
— "Домашний эксперимент: создание йогурта с помощью лактобактерий". Сабина Миннигулова, магистрант ФГБОУ ВО «КНИТУ»

Номинация «Наука Mail: рассказывает ученый»
— "О чем думают вирусы". Николай Никитин, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, получатель гранта РНФ
— "Почему одни слова дружат друг с другом, а другие — нет? Неожиданные пересечения языкознания и химии". Ирина Мухачёва, старший преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова
— "Квантовые вычисления: что это на самом деле, и почему о них все говорят?". Алена Мастюкова, научный сотрудник ООО "МЦКТ"

Номинация «Научно-популярный проект»
— "КАК ТАК?". Софья Чугунова, руководитель отдела молодежных телепрограмм Казанский федеральный университет
—  «Научно-популярная программа „Эксперименты Платоновой“» Инна Платонова, ведущая программ «Самарского областного вещательного агентства»
— "Доцент Карась сообщает". Ксения Морозова, главный редактор, Научно-популярное медиа УХА
— "Ученый на связи". Полина Бородкина, корреспондент, сетевое издание NGS24.RU
— "Истории в камне: виртуальные путешествия с древними художниками". Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук
— "Квантовая механика экспериментальной казадрамы" Дмитрий Пикалов и Василина Пикалова, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
— "Шумовое загрязнение океана". Ксения Костыгина, студентка, НИУ «Московский институт электронной техники»
— "Научно-популярный телеграмм канал «Мать-ученый»", Алена Девятерикова, старший научный сотрудник РУДН
— "Кванты Ели". Анжелика Койфман и Артур Приходько, МГУ им. М.В. Ломоносова
— "ХимУчка — образовательный канал по химии для детей и их родителей". Элина Мингазова, Карина Мингазова и Екатерина Васютина МАОУ СОШИ «СОлНЦе» г. Казань
— "Чем пахнут деньги". Ярославский Государственный Технический Университет
— "Чернила для разведчика". Елена Иканина, научный редактор Центр научной коммуникации МФТИ
—  Lab sisters. Елизавета Овчаренко и Едена Оганесян, Институт цитологии РАН
— "Как адепты альтернативной медицины маскируются под врачей", Ирина Спасюк, журналист, «Такие дела»
— "Научно-популярный журнал «Юность-Севера: Arctic ideas»". ГАУ РС (Я). «Детское издательство «Кэскил» им. Н. Е. Мординова — Амма-Аччыгыйа
— "По Фаренгейту". Анна Мартынова, специалист по научной работе, Сахалинский государственный университет
— "Новосибирские ученые". Управления по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирское отделение Российской академии наук
— "Опытные дети". Егор Марков, ученик школы-547 г. Санкт-Петербург
—  Радио «Наука». ООО ИД «Гранада Пресс».

Номинация «Научный дневник»
— "Антарктический дневник: полярное сияние чистого разума". Авторы: Николай Морозов, Алина Мельникова и Спасюк Ирина
— "По летучим следам микробов", Анастасия Шуба, доцент кафедры физической и аналитической химии ФГБОУ В О Воронежский государственный университет инженерных технологий, получатель гранта РНФ
— "Очередная археологическая экспедиция в Монголию". Алексей Тишкин, заведующий кафедрой, Алтайский государственный университет
— "Двуликое воспаление". Абди Има, студентка РУДН
— "Живые ископаемые". Любовь Усынина, ученица МОУ СОШ № 23
— "Пять дней почвоведа". Ольга Манакова, аспирантка МГУ им. М.В. Ломоносова
— "Один день из жизни ученого". София Романова, ученица, гимназия № 1 г. Чебоксары
— "Синтез новых люминесцентных материалов на основе редкоземельных элементов". Виктор Маловичко, учитель химии ГБУООЗО Великобелозерская СОШ № 1.

Номинация «Научный квиз»
— "Полосатый рейс. Как колорадский жук покорил мир". Марина Павлова, младший научный сотрудник ФГБНУ ФНЦБЗР, г. Краснодар, получатель гранта РНФ
— "Невидимые краски". Марк Минеев, ученик, лицей Воробьевы горы г. Москва
— "12 научных подвигов". Валерия Федченко, ученица МБОУ СОШ № 8 г. Жуковский
— "Кошачья Физика, Биология И Не Только!". Дарья Цветкова, ученица МАОУ СОШ № 3 г. Новый Уренгой
— "Обман, фальсификации, мошенничество". Тимофей Ковалев, ученик МБОУ «Псковский технический лицей».

Номинация «Наука своими руками»

— «Явление внутреннего преломления». Андрей Бычков. Учитель МАОУ «Школа № 55»
— «Число π в реальности: невероятный эксперимент с зубочистками». Антон Денисов, студент НИЯУ МИФИ
— «Цветные слова: Демонстрация эффекта Струпа». Дарья Цветкова, ученица МАОУ СОШ № 3 г. Новый Уренгой
—  «Перевёрнутая стрелка. О преломлении света в домашних условиях». Альфия Тимошенко, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
— «Домашний эксперимент: создание йогурта с помощью лактобактерий». Сабина Миннигулова, «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ»)
— «Танцующая кукуруза: изучение плотности и плавучести». Данил Фёдоров, студент ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Формула слова
Это конкурс для авторов, популяризаторов науки и журналистов, которые создают увлекательный и достоверный контент о науке для широкой аудитории. Мы ждем авторов, способных правдиво, интересно и доступно рассказать о сложных научных явлениях, исследованиях и открытиях.

  • Цель конкурса — поддержка и развитие научной и научно-популярной журналистики, поощрение авторов, которые делают науку ближе и понятнее для общества, а также продвижение научного мировоззрения среди молодежи.
  • Конкурс открыт для ученых, журналистов, блогеров, писателей, научных коммуникаторов, студентов, школьников и преподавателей, которые пишут о науке.

  • Цель конкурса — поддержка и развитие научной и научно-популярной журналистики, поощрение авторов, которые делают науку ближе и понятнее для общества, а также продвижение научного мировоззрения среди молодежи.
  • Конкурс открыт для ученых, журналистов, блогеров, писателей, научных коммуникаторов, студентов, школьников и преподавателей, которые пишут о науке.
Номинации
1. Номинация:
«Мой выбор науки»
Задача:
Представьте, что вы встретились с друзьями, которые получили образование по совсем другой специальности, допустим, вы — физик, а они — гуманитарии. И они спрашивают: «Чем ты сейчас занимаешься?» И что ещё важнее: «А почему ты это делаешь?». Ваша задача — максимально доступно и живо объяснить свою мотивацию, причины, по которым важно и интересно исследовать ту область науки, которой вы занимаетесь (а также саму суть ваших текущих научных изысканий). Для объяснения можно (и нужно!) использовать:
  • метафоры;
  • примеры из обыденной жизни;
  • образы из кино и художественной литературы;
  • шутки.
Можно использовать любые приемы, главное — объяснить доступно и корректно.
Формат:
  • текст (не более 3 тысяч знаков);
  • можно добавлять видео, фото и иллюстрации.
Более подробные рекомендации по написанию читайте здесь.
2. Номинация:
«Наука своими руками»
Задача:
Предложить научный эксперимент или исследование, которое школьник или неподготовленный взрослый может провести дома. Тема любая: от физики и химии, до психологии и социологии. Обязательные условия:
  • Это безопасно для жизни, здоровья, домашней обстановки и общественной морали.
  • Все, что нужно, можно легко достать, например, недорого купить в магазине.
  • Эксперимент или исследование иллюстрируют какое-то важное научное явление.
Формат:
  • текст (не более 5 тысяч знаков);
  • пошаговый план эксперимента / исследования;
  • научное объяснение результата — в доступной для школьников форме;
  • можно добавлять свои фото или рисунки.
Для примера можно посмотреть:
3. Номинация:
«Наука на кухне»
Задача:
Через приготовление какого-либо блюда объяснить что-то важное из области науки: физики, химии, биологии, истории, географии и т. д. Например: «Пельмени и конвекция», «Жареная картошка и реакция Майяра», «Борщ и коллоидные системы», «Мясо и палеогенетика».
Формат:
  • текст на 3−6 тысяч знаков;
  • рецепт блюда;
  • доступное объяснение научной составляющей;
  • можно добавлять свои фото или рисунки.
Примеры:
4. Номинация:
«Научный дневник»
Задача:
Рассказать об одном дне (неделе, месяце и т. д.) из вашей научной жизни — просто и увлекательно, в формате лабораторных заметок о ходе одного из исследований. Поделитесь, над каким исследованием или проектом вы работаете, какие открытия вас удивляют, а какие задачи заставляют задуматься. Покажите, как выглядит работа учёного изнутри: чем вы занимаетесь в лаборатории, в поле или за компьютером, как ищете решения и что вас вдохновляет. Особенно приветствуются заметки из экспедиций.
Формат:
  • текст (до 20 тысяч знаков)
  • как положено в дневнике, текст разбит по времени: «Вторник. 07.57. Проснулся, подумал о квантовой сингулярности, заварил кофе, прочитал письмо из Nature…» или «12 июля. Идем на лодке через Карское море. Штормит. Видим скопления льда. Из продуктов осталось только сало и сгущенка. Делаем анализы крови белым медведям. Медведи недовольны…»;
  • фото или рисунки (факультативно).
Более подробные рекомендации по написанию читайте по ссылке.
Пример публикации в дневниковом формате.
5. Номинация:
«Научный квиз»
Задача:
Придумать тест, в котором темой должно быть что-то легкомысленное (еда, сериалы, попсовая музыка, котики и т. д.), но для правильного ответа нужны знания физики, биологии, математики и других наук.
Формат (предпочтительно текст, но в дополнение можно снять видео с объяснением или иллюстрацией правильных ответов):
  • вопросы (не менее пяти);
  • варианты ответов (не менее четырех);
  • развернутое объяснение правильного ответа, желательно с примерами и свежими научными фактами.
Примеры научно-популярных квизов:
6. Номинация:
«В кино с наукой»
Задача:
Составить рекомендательный список художественных или документальных фильмов, связанных с какой-либо научной областью. Эти фильмы должны быть:
  • Интересны для просмотра, обладать художественной ценностью.
  • Адекватно отражать дух науки. Понятно, что речь идет о художественном произведении, в котором реальность искажается и упрощается. Но хороший фильм может служить иллюстрацией для научной темы, отражать реальные проблемы, передавать атмосферу.
Формат:
  • Текст
  • Название научной области или темы. Например: изменения климата, изучение дальнего космоса, работа полевых геологов, география рек, работа молекулярных биологов, вирусные эпидемии и т. д.
  • Список фильмов (не менее пяти).
  • Краткие сведения: год выхода, режиссер, ключевые актеры. Можно кратко описать сюжет (только без спойлеров!), можно описать стилистику и художественные достоинства.
  • К каждому фильму небольшой комментарий: почему его стоит посмотреть для лучшего понимания научных проблем или работы ученых. Что в нем наиболее адекватно отражает реальность.
Рекомендации по подготовке материала можно почитать по ссылке.
7. Номинация:
«Научно-популярный проект»
Задача:
Представить ваш медиа-проект, который увлекательно и достоверно рассказывает о науке — так, чтобы даже далёкий от темы человек захотел узнать больше. Это может быть разбор сложного явления, история открытия, опровержение мифа или ответ на неочевидный вопрос. Главное — сохранить научную точность, но подать материал ярко и небанально. Особенно ждём школьные и студенческие проекты. Здесь мы ждём не только приготовленные специально для конкурса работы, но и уже готовые, выполненные в процессе учебной или рабочей деятельности научно-просветительские проекты размером от небольшого текста до полномасштабного исследования.
Формат:
  • Текст, аудио, подкаст, видео или пост в социальных сетях.
8. Номинация:
«Наука Mail: рассказывает ученый»
Задача:
Раскрыть важный научный тезис через личный рассказ ученого и донести его до широкой аудитории простым языком. Для этого нужно:
  • Подготовить экспертную колонку от имени действующего учёного;
  • Основа — интервью, лекция или выступление;
  • Один четко сформулированный и раскрытый тезис;
  • Примеры, пояснения, личный взгляд автора;
  • Легкий, живой язык, предпочтительно от первого лица.
Формат:
  • Текст (рекомендательный порог — от 2 до 5 тыс. знаков с пробелами, но не более 8 тысяч)
  • Уникальный текст, который не публиковался ранее;
  • Без рекламы и канцеляризмов;
  • Ссылки на источники и качественные релевантные иллюстрации;
  • Прямой голос эксперта (без использования ИИ).
Рекомендации по подготовке материала можно почитать по ссылке.
Примеры публикации вы можете найти ниже:
Пример 1
Пример 2
Пример 3

Номинация проводится при поддержке медиапроекта «Наука Mail» и журнала «Кот Шрёдингера».
Первый этап подачи заявок
(с возможностью получения обратной связи от организаторов)
15 марта — 15 августа 2025 г.
Второй этап подачи заявок
16 августа — 14 сентября 2025 г.
Работа конкурсного жюри
до 28 сентября 2025 г.
Объявление победителей
до 5 октября 2025 г.
Награждение победителей
12 октября 2025 г.
Участниками могут стать:
  • студенты вузов
  • учащиеся старших классов школ
  • сотрудники научных институтов и университетов
  • журналисты и блогеры
  • преподаватели школ, учреждений дополнительного образования и просветительских организаций
E-mail для вопросов и связи с организаторами:
konkurs@festivalnauki.ru
Нажимая кнопку «OK», Вы подтверждаете, что Вы проинформированы об использовании на нашем сайте cookies (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана и др.). Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
OK